[Библиотека] [Далее]


 

bomber-1.jpg

Р.И. Ларинцев, А.Н. Заболотский "Киттихауки" против Кригсмарине.- Авиамастер, №1, 2002 г.


"Киттихауки" против Кригсмарине

index-1.jpg

Действия советских истребителей-бомбардировщиков над Баренцевым морем в 1944г.

Одной из главных задач Северного флота в 1944 году являлась борьба с немецким судоходством и нарушение работы портов в Северной Норвегии, прежде всего Лиинахамари. Киркенеса и Пвтсамо.

Немецкая группировка в Заполярье, то есть 20-я горная армия, части 5-го воздушного флота и Кригсмарине. которая снабжалась главным образом по морю через упомянутые порты, ежемесячно требовала доеных грузов. Основная тяжесть борьбы на немецких коммуникациях легла на подводные лодки и авиацию флота.

Для борьбы с морскими целями, помимо торпедоносцев, штурмовиков и бомбардировщиков активно использовались американские истребители Р-40 -Киттихаук", выступавшие в роли истребителей-бомбардировщиков.

Вообще-то применение Р-40 в этом качестве нельзя назвать оригинальным. Ведь еще летом 1943 года в качестве истребителей-бомбардировщиков применялись «Харрикейны», И-153 и И-16. Так. «Харрикейны» авиагруппы Северного оборонительного района летом 1943-го нанесли ряд ударов по мелким плавсредствам противника в Варангер-фьорде. Однако только в 1944 году и только на Северном флоте использование истребителей-бомбардировщиков "Киттихаук», входивших в состав 27-го и 78-го иап, приняло широкомасштабный характер.

Первый, пусть и не очень большой успех на немецких коммуникациях, был достигнут «Киттихауками» 7 апреля. когда в 10.50 в районе Сюльте-фьорда был атакован конвой, идущий в западном направлении. Осколками 16 ФАБ-100, сброшенных восемью самолетами из 78-го иап, был легко поврежден один пароход.

Вечером 10 апреля 19 штурмовиков Ил-2 из 46-го шап и восемь истребителей-бомбардировщиков «Киттихаук» из 27-го иап нанесли удар по конвою в Бек-фьорде. В результате были повреждены и сели на грунт транспорты "Больтенхов" (3307 брт) и «Маркобруннер» (8140 брт), которые ремонтировались до 29 июня и 2 августа.

index-2.jpg

14 апреля в 20.15 два Р-40 из 27- иап под прикрытием четырех «Аэрокобр» из 2-го га. иап атаковали большую группу мелких морских целей в районе Берлевог и уничтожили судно T139BN «Веспер» (139брт), груженное боеприпасами и продовольствием, а также норвежский мотобот «Сольвейг» (31 брт).

  index-3.jpg

 

23 апреля авиация СФ нанесла ряд последовательных ударов по конвою противника. В 12.40 шесть «Бостонов» 9-го гв. мтап в районе Перс-фьорда произвели торпедную атаку, в результате которой одна торпеда попала в сторожевой корабль V6109 «Нордвинд» (541 брт). У сторожевика оторвало нос, но это попадание не стало фатальным и корабль остался на плаву. Через три часа его добила группа из семи Ил-2 и шести «Киттихауков», прикрытая четверкой Як-9.

9 мая в 16.45 шесть «Киттихауков» 78-го иап под прикрытием четырех «Аэрокобр» атаковали мелкие суда в порту Вадсе. Согласно данным норвежских историков, в этот день был потоплен каботажный пароход «Малибломстен». а на нем убито два и ранено девять человек.

Вечером 13 мая был нанесен массированный удар по скоплению судов в порту Киркенес, В нем приняли участие пять Ил-4 из 9-го гв. мтал, несшие высотные торпеды 45-36АВА. 14 Ил-2 из 46-го шап, а также 27 «Киттихауков» из 27-го и 78-го иап. От прямого попадания бомбы в средний трюм возник пожар на рефрижераторе «Патагония» (5898 брт). Еще один транспорт «Пернамбуко» (4121 брт) получил попадание в корму, загорелся и сел на грунт. Сгорело 298 т фуражного сена и 1923 т овса (грузов, имевших в заполярной тундре без преувеличения стратегическое значение). Тем не менее, надо признать, что результат от налета более чем 40 машин получился довольно скромным.

Вероятно, командование СФ также не удовлетворили итоги атаки, и 14 мая операция возобновилась. С 04.50 до 05.01 четыре ударные группы вновь нанесли удар по судам, стоявшим на рейде. В Яр-фьорде восьмерка Р-40 из 78-го иап под прикрытием «Аэрокобр» топ-мачтовым бомбометанием потопила транспорт «Йохан Фаулбаумс» (2944 брт) с 800 т. цемента на борту. Этот успех стоил потери одного «Киттихаука».

16 мая был нанесен ряд последовательных ударов по конвою R119Ki. Семь ударных групп (четыре А-20,12 Ил-2 и 18 Р-40 под прикрытием истребителей) атаковали противника в течение трех часов. В результате опрокинулся и затонул охотник за подводными лодками UJ210 «Зеебрюгге» (595 брт), на котором погибли шесть и были ранены 11 человек из состава экипажа. Прямым попаданием выведено из строя рулевое управление на тральщике М35, кроме того, легко повреждены СКР V6108 и еще один противолодочный корабль, название которого не установлено.

index-4.jpg  

Подготовка к боевому вылету «Киттихаука» из 78-го иап. Обратите внимание на акулью пасть, нарисованную на капоте этой машины. Подобные декоративные элементы окраски на советских истребителях встречалась нечасто.

index-5.jpg

«Киттихаук» P-4QM. На самолете сохранился американский серийный номер. Полосы и «пилотка» на киле- эмблема части, нанесенная в Советском Союзе.

Наши потери составили два Ил-2, два «Киттихаука» и по одному «Бостону», Р-39 и «Спитфайру».

Противник в этот день потерял в воздушном бою над конвоем летающую лодку BV138 (6J+CL) из 3./ SAG130. выполнявшую задачи ПЛО. Немецким летчикам удалось посадить свой самолет на воду, но он быстро затонул, а экипаж подобрали корабли охранения. В список потерь противной стороны также входит подбитый над конвоем Bf 109G-6 командира III/JG5 майора Генриха Эрлера, который сумел сесть на вынужденную в Петсамо. Еще один «Мессершмитт» из 9./JG5 разбился на аэродроме Саартнес, взлетая на перехват по тревоге.

7 июня в 22.40 у мыса Маккаур четверка Р-40 из 78-го иап атаковала топмачтовым способом и, по донесениям летчиков, потопила две морские цели, классифицированные ими как быстроходные десантные баржи. Правда, согласно немецким документам военного времени в период с 1 по 15 июня у мыса Маккаур в результате атак с воздуха был поврежден только норвежский мотобот.

index-6.jpg

P-4QN-4Q - наиболее поздняя модификация «Киттихаука» из числа поставлявшихся в Советский Союз. Этот самолет, оснащенный тремя бомбовыми подвесками, широко применялся в 1944 году авиацией Северного флота в качестве истребителя-бомбардировщика.


[Библиотека] [Далее]

Hosted by uCoz