[Назад] [Библиотека]


15 июня в 00.35 из Киркенеса в Петсамо вышел очередной немецкий конвой. В 03.11 его начали обстреливать батареи 113-го отдельного артиллерийского дивизиона, еще через 20 минут атаковали группы самолетов (шесть Ил-2 и семь Р-40 под прикрытием истребителей). Один транспорт, согласно немецким источникам, получил повреждения. Правда, кто добился успеха, артиллеристы или летчики сих пор не ясно.

17 июня с 08.54 по 09.07 кон R121K1 (девять транспортов оби тоннажем в 24806 брт, плавбаза, * кораблей охранения} подвергся налету шести ударных групп (16 Ил-2, 12 Р-40 и 10 высотных торпедоносцев). Сначала прямым попаданием бомбы был поврежден крупный транспорт "Флорианополис» (* брт). Затем одна из торпед повредила пароход «Дикси», груженный * тоннами стройматериалов.

«Дикси» затонул, а «Флорианслис» своим ходом дошел до Киркинеса. На судах конвоя погиб один человек и 10 было ранено. Кроме того, в воздушном бою был поврежден Вf109 из 7./JG5, севший на вынужденную на аэродроме Cвартно(?) Наши потери - четыре Ил-2.

index-7.jpg

«Киттихаук» из состава ВВС СФ на заполярном аэродроме.

Результат, как и 13 мая, довольно скромный, поэтому после захода конвоя в порт Киркенес бомбо-штурмовой удар повторился. С 22.02 до 22.16 три ударные группы (24 Р-40, 10 Ил-2, шесть «Бостонов» и два Ил-4) под прикрытием истребителей атаковали суда конвоя, а заодно город и порт. Правда, особо впечатляющих успехов и в этом случае добиться не удалось. Был поврежден транспорт «Марга Корде» (1912 брт), скорее всего это результат работы штурмовиков. Судно везло картофель и сборные бараки, часть из которых сгорела. Но его сравнительно быстро, до 29 июня, отремонтировали и снова ввели в строй. В воздушном бою над городом был сбит «Мессершмитт» из 7./JG5, раненый немецкий пилот спасся на парашюте. Наши потери составили два Ил-2 и по одному Р-39 и Р-40.

22 июня в 24.00 четыре «Киттихаука» из 78-го иап, летавшие на «свободную охоту», обнаружили у мыса Маккаур четыре быстроходные десантные баржи(БДБ). Из шести сброшенных ФАБ-100 одна попала в цель. «Сотка» не смогла нанести барже значительных повреждений, но потери среди личного состава имелись.

27 июня командующий ВВС СФ принял решение нанести удар по порту Киркенес, где поданным разведки скопилось большое количество судов противника. В отличие от предыдущих налетов, специально акцентировалось внимание на разрушении промышленных и хозяйственных объектов города, ранее бывших, как правило, запасными целями,

В атаке, проходившей с 17.45 до 17.56, участвовали четыре ударные группы в составе 20 истребителей-бомбардировщиков Р-40, восемь Ил-2, 10 Пе-3 и 20 «Бостонов». Согласно проверенным данным, было потоплено только судно «Херта» (717 брт). Также отмечены разрушения на рудообогатительной фабрике, пострадали наземные сооружения гидроаэродрома и здания, занимаемые различными службами Кригсмарине. Наши ударные машины вернулись без потерь, но немцам удалось сбить две «Аэрокобры» из состава истребительного прикрытия.

Буквально через несколько часов налет на Киркенес повторился. Пять ударных групп (20 «Киттихауков», 15 А-20 и шестерка Ил-2) атаковали конвой противника в Яр-фьорде, суда у причалов и объекты в городе. Успехи ограничились затоплением поврежденного еще 17 июня «Флорианополиса». Отражая эти налеты, немцы потеряли в воздушном бою Bf109G-6 из 7./JG5. пилот погиб. Наши потери - один "Бостон» и четыре «Аэрокобры» прикрытия.

index-8.jpg

«Киттихауки» активно использовались Северным флотом и до 1944 года. Данный снимок известного летчика-североморца напитана Алагурова из 2-го гвардейского истребительного полка сделан в 1942-м.

index-9.jpg

Батареи 20-миллиметровых зенитных автоматов, размещенные н прибрежных солках, защищали немецкие порты в северной Норвегии от воздушных ударов

7 июля в 17.20и20.30 две группы по четыре и пять «Киттихауков» атаковали и потопили норвежское каботажное судно Т53Р «Улой» (134 брт).

Насыщенным событиями днем стало 13 июля. Сначала в 16.00 у мыса Эккерей 12 «Киттихауков» из 27-го иап нанесли удар по немецкому конвою. Невзорвавшаяся бомба повредила пароход, наименование которого не установлено. Через два с половиной часа восемь Р-40 теперь уже из 78-го иап потопили в Яр-фьорде судно «Флёмзнн» (125 брт).

Завершился день атакой 13«Кит-тихауков» из 78-го иап на две БДБ в районе Коббхольм-фьорда. Дважды несчастливая для нас цифра (13 самолетов 13-го числа), видимо, сказалась на результате атаки, обе баржи избежали прямых попаданий.

22 июля а 13.10 10 «Киттихауков» из 78-го иап под прикрытием истребителей нанесли удар по транспорту в Яр-фьорде. Немцы признали его повреждение и посадку на грунт в результате атаки.

13 сентября в 16.55 у мыса Кибергнесс 6 «Киттихауков» топмачтовым бомбометанием потопили каботажное судно «Альбатрос» (119 брт), на котором погибли три человека. Следующим утром в Маккаурсанд-фьорде четверка Р-40 атаковала СКР V6104. Четыре члена экипажа получили ранения.

index-10.jpg

Немецкий сторожевой корабль - типичная мишень для «Киттихауков» Северного флота.

15 сентября оказалось удачным днем для пилотов «Киттихауков», Сперва, в 13.25. шесть Р-40 под прикрытием четырех «Аэрокобр» потопили у полуострова Стуре-Эккерей мотобот F73V «Боргхейм»(16 брт). Через 25 минут пришел черед БДБ F223 (200 т), потопленной у мыса Кибергнесс четверкой « Киттихауков». Наконец, в 16.21 пять Ил-2 и восемь « Киттихауков», прикрытые четверкой Р-39 и шестеркой Як-7, атаковали и тяжело повредили морской охотник UJ1224 (830 т), на котором один человек был убит и пятеро ранено. Ровно через два часа корабль ушел не дно.

ВВС СФ за этот день потеряли четыре самолета по боевым и столько же - по небоевым причинам. Погибло 14 членов экипажей. Немцы лишились двух «Мессершмиттоз», один пилот погиб.

Удары по немецкому каботажу продолжились и в следующие дни. Так. 16 сентября в порту Киберг был потоплен мотобот «Фремиден» (15 брт). Удар наносили шесть «Киттихауков» - топмачтовиков из 78-го иап, А утром 17 сентября пять «Киттихауков» атаковали у мыса Маккаур две БДБ: F196 и F269. В F1 96 попали две бомбы и на ее борту возник пожар.

Осенью атмосферные условия резко ухудшились и налеты стали мене частыми. Но наши летчики пользовались любым погожим днем для возобновления ударов по врагу.

29 сентября ровно в 10.00 пять Р-40 из 78 иап атаковали повредили небольшое каботажное судно «Хенриетта». Через шесть часов восемь «Киттихауков» из того же полка под прикрытием восьмерки «Аэрокобр" нанесли удар по скоплению мелких судов в порту Якобсэльв. В результате налета были потоплены четыре мотобота и один саперный десантный катер, а еще два таких катера получили повреждения.

10 октября в 13.40 шесть Р-40, прикрываемые четверкой «Аэрокобр», потопили в Сюльте-фьорде норвежский мотобот «Бёльген». на борту которого погибли три норвежца и двое немцев.

Утром 16 октября восемь «Киттихауков» из 78-го иап в районе Коббхольм-фьорда потопили СКР V6706 (110т). Корабль получил прямое попадание, загорелся, сел на мель и полностью выгорел к исходу дня.

21 октября в Перс-фьорде четыре "Киттихаука- из 78-го иап потопили тральщик R151 (125 т) и тяжело повредили буксир «Язон» (296 брт), который позже был добит кораблями охранения.

Утром следующего дня четверка Р-40, вылетевшая на «свободную охоту», атаковала и тяжело повредила в Сюльте-фьорде два сторожевых корабля: V6308 (бывший рыболовный траулер Mob-FD1, 510 брт) и, вероятно, V6311 (304 брт).

Последние успешные атаки «Киттихауков» на Севере пришлись на 24 и 25 октября.

24-го самолеты ВВС СФ нанесли три последовательных удара по конвою противника в районе Конго фьорда (12 истребителей-бомбардировщиков «Киттихаук» и две группы по три и четыре торпедоносца "Бостон»). «Киттихауки» из 78-го иап ценой потери двух машин и одного летчика потопили сторожевик V6111 (бывший траулер «Мазурден», 446 брт), на котором погибло 11 человек. На этом фоне крайне неудачно выглядели действия торпедоносцев. Им не удалось добиться ни одного попадания, причем первая группа «Бостонов» была полностью уничтожена корабельной зенитной артиллерией, а из второй зенитки сбили еще один самолет.

25 октября в 11.05 шесть «Киттихауков» - «свободных охотников» из 78-го иап атаковали в Бое-фьорде и тяжело повредили прямыми попаданиями авиабомб два малых тральщика R238 и R250. Последний из них через несколько часов затонул.

Всего же за 1944 год пилоты«Киттихауков» в Заполярье сумели согласно данным, подтвержденным немецкой стороной, уничтожить или вывести из строя свыше 30 кораблей и судов. При этом на счету торпедоносцев всего восемь потопленных и поврежденных кораблей и судов противника, бомбардировщиков Ил-4 и «Бостон» - шесть, а Ил-2 -12. Таким образом, на «Киттихауки» приходится более половины успехов, одержанных ВВС СФ за год.

Действия Р-40 были достаточно эффективными, особенно против каботажного судоходства и малых боевых кораблей. Особенно удивляет гораздо большая результативность истребителя Р-40 по сравнению со специализированным штурмовиком Ил-2. Чем же можно это объяснить? Ведь уровень подготовки пилотов был примерно одинаков.

Успеху Р-40 в варианте истребителя-бомбардировщика на Северном Флоте способствовала большая дальность полета (малый тактический радиус действия истребителей и штурмовиков оставался на Севере хронической проблемой морской авиации вплоть до конца боевых действий), позволявшая атаковать не только цели, обнаруженные разведкой (чьи данные нередко поступали к летчикам с опозданием, но и вести "свободную охоту».

По весу фактически поднимаемой боевой нагрузки «Киттихаук», с одной ФАБ-250 под фюзеляжем и двумя «сотками» под крыльями, смотрелся очень неплохо даже на фоне штурмовиков. И хотя Ил-2 в принципе мог нести до шести ФАБ-100 или две ФАБ-250, но такой вариант боевой нагрузки в ходе войны на Севере не применялся ни разу.

Калибр же используемых бомб часто имел решающее значение, поскольку иногда даже «каботажная мелочь» могла выдержать попадания ФАБ-100, не говоря уже о немецких боевых кораблях специальной постройки, которые всегда отличались хорошей живучестью.

Можно также добавить, что более высокая, чем у Ил-2, скорость, лучшая маневренность и меньшие геометрические размеры позволяли Р-40 более успешно избегать зенитного огня. Все это вместе взятое позволило «Киттихауку» стать самым эффективным советским противокорабельным самолетом на Заполярном ТВД.


[Назад] [Библиотека]

Hosted by uCoz