[Библиотека] [Оглавление] [Самолет Ан-2,ч.2.]

 Самолет Ан-2

Многоцелевой самолет мирного назначения. Он оригинален прежде всего тем, что схема его — расчалочный биплан — теперь уже почти не встречается, но, как показала жизнь, вовсе не устарела. Она была выбрана

chr3_2-32.jpg

Рис. 263. Самолет Ан-2

вдумчиво. Проектирование самолета было начато О. К. Антоновым задолго до организации его ОКБ, еще в 1940 г., продолжалось и в последующие годы одновременно с работой по ОКА-38. По заданию предполагалась установка двигателя АШ-21 в 500/700 л.с. Однако по расчетам конструктора наивыгоднейшим был двигатель АШ-62ИР в 820— 1000 л.с. Первый полет был 31 августа 1947 г. (летчик П. Н. Володин), испытания шли до июля 1948 г. по настоянию конструктора с двумя сменными винтомоторными группами. Самолет был принят с АШ-62ИР к серийной постройке под названием Ан-2. Самолет испытывался в сельскохозяйственном варианте, но уже тогда выяснилась возможность и других областей его применения, прежде всего как транспортного и пассажирского. Он явно становился многоцелевым. В связи с этим была увеличена норма его платной нагрузки — вместо первоначальных 1320 кг были приняты 2000 кг (что О. К. Антонов и предвидел).

Ан-2 (рис. 263) — крупносерийный самолет со многими вариантами, но без изменения его основной схемы и конструкции1.

Конструкция — металлическая из Д16-Т (sв = 41—43 кгс/мм2), Д16-АТ (плакированного) с полотняной обшивкой крыльев, рулей, закрылков и элеронов. Моторама и шасси — из стали 30ХГСА (sв = = 140±10 кгс/мм2). Ленты-расчалки — из стали 45А (sвр = 700— 900 кгс/см2, >=11 %) диаметром: несущие — 14 мм, поддерживающие— 11 мм. Фюзеляж — полумонокок балочно-стрингерного типа.

Шпаноуты листовые, с отбортовками. Обшивка — работающая, толщиной 0,6—1,2 мм, в передней и средней частях фюзеляжа — 0,8 мм. Все заклепки по обшивке — с чечевицеобразной головкой, из Д-18, диаметром 2,6—3 мм.

В левом борту — большая грузовая дверь 1,53X1,46 м, а в ней — меньшая пассажирская. Фонарь кабины летчика — выпуклый с боков для обзора назад и вниз. Внутренние размеры грузовой (и пассажирской) кабины — 4,1X1,6X1,8 м (высота), в ней 10 круглых иллюминаторов.

Коробка крыльев — одностоечная, стойки I-обратные. Площадь верхнего крыла — 43,55 м2, нижнего — 27,96 м2, полная — 71,51 м2. Профиль их— Р-II-ЦАГИ 14 %-й толщины.

Крылья двухлонжеронные. Лонжероны (на 15 и 60 % хорды) двутаврового сечения, их полки образованы прессованными угольниками. На верхнем крыле — автоматические предкрылки, щелевые зависающие элероны и закрылки, на нижнем — щелевые закрылки. В верхнем крыле — шесть топливных баков на 1200 л (900 кг) бензина.

Площадь горизонтального оперения — первоначально 11,38 м2, позднее 12,28 м2, вертикального — 5,85 м2. Левый элерон, левый руль высоты и руль направления — с триммерами. Полотняная обшивка крепится к фасонным полкам нервюр посредством алюминиевой полоски, впрессованной в паз полки.

Шасси — пирамидальной схемы, колеса — полубаллонные, главные — 800X260 мм, хвостовое — 470X210 мм. Лыжи специальные, дуралюминовые, прямоугольные в плане, снабженные тормозными гребешками с пневмоуправлением ими. Площадь главных лыж — 2,18 м2 , хвостовой — 0,6 м2 .

1 Радченко И. В., Крамчанинов В. П., Дубрннский В. П. Самолет Ан-2. М., Редиздат Аэрофлота, 1959; Руководство по летной эксплуатации самолета Ан-2. М., Редиздат Аэрофлота, 1958. 

Широко применены штамповки из стали и алюминиевых сплавов. Управление самолетом — двойное, смешанное, тросами и тягами. В оборудование самолета входит противообледенительная жидкостная система винта и остекления фонаря.

Масса двигателя АШ-62ИР — 567 кг. Винт первоначально был В-509А-Д7 диаметром 3,6 м с четырьмя деревянными лопастями «саблевидной» формы, смененный затем на винт АВ-2.

Масса пустого самолета без оборудования кабины — 3250 кг, взлетная нормальная — 5250 кг, взлетная максимальная — 5500 кг, посадочная максимальная — 5250 кг, устройства для опыления — 135 кг, для опрыскивания — 120 кг, бензина (в сельскохозяйственном варианте) — 300 кг, масла — 50 кг. В грузо-пассажирском варианте, с сиденьями, масса пустого самолета — 3320 кг, экипаж — 160 кг, бензин и масло — от 300 до 900 кг, платная нагрузка — 1515 кг. Химикаты —от 1405 до 1500 кг.

Разрушающая перегрузка — 5,61, для шасси — 4,39, для поплавков— 5,18. Длина САХ — 2269 мм, диапазон центровок—17—33% САХ, на поплавках — 19,2 % САХ. Все это — при полетной массе 5500 кг.

Скорость максимальная у земли — 239 км/ч, на поплавках — 223 км/ч, на высоте 1500 м — соответственно 256 и 233 км/ч, скорость отрыва — 70 км/ч, набора высоты — 140 км/ч, посадочная — 69— —85 км/ч, скороподъемность — 3,1 м/с, взлетная дистанция с набором высоты 10м — от 300 до 320 м, с набором высоты 25 м — 540 м. Время набора высоты 1000 м —5,4 мин, 3000 м — 16 мин.

Бипланная схема самолета Ан-2 с мощной механизацией крыльев позволила достичь очень малой взлетной и посадочной скоростей и обеспечила применение самолета на неподготовленной местности, на любых площадках, где до него могли действовать только самолеты У-2, По-2, Як-12 и другие легкие самолеты с двигателями в 100—200 л.с.

Расход бензина — от 118 до 185 кг/ч, что дает от 0,55 до 0,75 л на 1 км пути (0,4—0,53 кг на 1 км).

Выход на эксплуатацию самолетов Ан-2 начался с августа 1948 г. К январю 1987 г. на них перевезено более 370 миллионов пассажиров, выполняется 96 % авиахимработ, обрабатывается ежегодно свыше 100 миллионов гектаров полей и лесов. Самолет является единственным в мире, выпускаемым более 40 лет.

В 1959 г. чертежи самолета были переданы в Польшу, и там с августа 1960 г. продолжался серийный выпуск Ан-2. Многочислены его модификации, их можно насчитать около двух десятков.

Самолеты Ан-2 экспортированы в 28 стран. Самолетов Ан-2 во всех вариантах выпущено около 30 тысяч, в основном в Польше и Китае.

Ан-2Т (1948 г.) —транспортный, почтовый, грузовой без пассажирских сидений. Это, по сути дела, простейший вариант, конструкция самолета в чистом виде, без всякого кабинного оборудования, но пригодный для любых перевозок максимально возможных по габаритам и массе предметов.

Ан-2ТП (1949 г.) —пассажирский и грузовой со скамейками вдоль бортов фюзеляжа на 12 человек, чем и отличается от предыдущего. Предназначался для авиалиний самой небольшой протяженности (30— 200 км) вокруг городов.

chr3_2-33.jpg

Рис. 264. Самолет Ан-2СХ

Ан-2ТД — парашютно-десантный и учебный для сброса 12 парашютистов и их грузов, как предыдущий, без всякой отделки кабины, со скамейками вдоль бортов и с приспособлениями для сброса.

Широко применяется для обучения парашютистов.

Ан-2П — пассажирский 12—14-местный, с нормальными легкими пассажирскими сиденьями и звукоизоляцией кабины.

Ан-2С — санитарный на шесть лежачих больных, с двумя сопровождающими медработниками.

Ан-2СХ (рис. 264) — сельскохозяйственный, с устройствами для опыления и опрыскивания.

Для порошкообразных химикатов, гранулированных удобрений и для жидкостей в центре масс самолета установлен бак емкостью 1400 л типа «хоппер», т. е. сужающийся книзу и заканчивающийся круглым отверстием диаметром 300 мм, через которое порошок поступает в туннельный распылитель и рассеивается полосой шириной от 18 до 22 м (рис. 265). С 1975 г. применяется трехканальный распылитель РТШ-1, позволяющий увеличить рабочую ширину захвата до 34—36 м.

Опрыскивающая жидкость выливается из бака в горизонтальную трубку, прикрепленную под нижним крылом по всему его размаху и даже выходящую за пределы концов крыла. Между баком и трубкой — дозирующий насос, действующий от ветрянки. Трубка снабжена многочисленными насадками. Эти устройства разнообразны, многое менялось в поисках лучших решений, пока удалось достичь равномерного рассеивания жидкости, как и порошка, полосой до 30 м ширины. В одну секунду может быть высыпано или же рассеяно до 20 кг порошка или 18 л жидкости. Управление пневматическое. Устройства для опыливания и опрыскивания взаимозаменяемы на одном и том же самолете. Была проведена большая работа по созданию и доводке этих устройств, практически отработано несколько различных вариантов, не обозначаемых отдельными индексами.

Для посадки на неподготовленные аэродромы было построено и испытано специальное шасси (рис. 266 и 267). К его обычным главным

chr3_2-34.jpg

Рис. 265. Сельскохозяйственное оборудование Ан-2СХ

колесам были добавлены на тех же осях сварные тележки, несущие по два дополнительных колеса (хвостовые от Ан-2) спереди и сзади главного и хвостовое колесо с дополнительной лыжей.

Опорная поверхность возросла вдвое, и самолет мог рулить и взлетать даже поперек борозд вспаханного поля, проходимость резко возросла. Однако маневренность самолета на земле ухудшилась, и новое шасси серийно не строили.

Самолеты Ан-2 сельскохозяйственной авиации больше страдали от коррозии, чем обычные, и иногда их приходилось списывать при налете всего 5 — 6 тыс. часов вместо 12 тыс. часов общетехнического ресурса.

chr3_2-35.jpg

Рис. 266. Самолет Ан-2 на специальном шасси 

chr3_2-36.jpg
chr3_2-37.jpg

Рис. 267. Специальное шасси самолета Ан-2

С этим удалось в какой-то мере справиться посредством антикоррозионной защиты на основе эпоксидных грунтов и эмалей.

Ан-6 «Метео» (рис. 268) — зондировщик атмосферы, самолет для горных районов, для высотных, метеорологических и геофизических исследований. Для этого на двигателе АШ-62ИР был установлен компрессор ТК-19 с регулятором РТК-1, обеспечивающий поддержание мощности 850 л.с. до высоты 9500 м.

Кроме того, в самолете была оборудована кабина наблюдателя перед килем для достижения наилучшего обзора вверх, в стороны и вперед поверх крыльев.

Первый полет — 21 марта 1948 г. (В. А. Диденко). 12 декабря 1953 г. и 9 июня 1954 г. на Ан-6 установлены международные рекорды высоты — 10 293 м и И 248 м для самолетов с взлетной массой 3000—6000 кг (В. Калинин).

Была выпущена серия в 1956—1958 гг.

Ан-4 (Ан-2В) (рис. 269) — поплавковый вариант Ан-2Т с той же конструкцией самолета и той же предельной полетной массой 5250 кг.

 

 

chr3_2-38.jpg

Рис. 268. Самолет Ан-6

chr3_2-39.jpg

Рис. 269. Самолет Ан-4 на поплавках

Винт АВ-2Р с реверсом для сокращения пробега. Поплавки однореданные с водяными рулями, цельнодуралюминовые, размерами 9,34Х 1,65Х X1,85 м, объемом по 6 м3 и массой по 220 кг. Они крепятся на шести стойках с пятью крестами расчалок к фюзеляжу и соединены двумя трубами. Заклепочные швы однорядные, и вся конструкция предельно легкая. Наружных скуловых стрингеров нет. Поперечный набор поплавка составляют 31 шпангоут, из них 11 переборок, делящих поплавок на 12 отсеков. Поплавковый вариант нашел применение на Севере, в Сибири, на речных аэролиниях.

Ан-4 — лесопожарный, поплавковый, приспособленный для тушения лесных пожаров посредством оригинального устройства для набора и выливания воды. Отсек поплавков перед реданом на разбеге самолета наполняется водой в количестве 1260 л (в обоих поплавках вместе) через приоткрытые створки в их днище. В полете вода выливается через них же.

[Библиотека] [Оглавление] [Самолет Ан-2,ч.2.]

Авиационный топ. Числа - местов рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.
Hosted by uCoz