[К списку]


На учениях и в боях

В. КОНДРАТЬЕВ

«Моделист-Конструктор», №7/1986г.

OCR:Сергей Козицкий  

С этим самолетом связаны ярчайшие страницы предвоенной истории советской авиации. Машина была разработана и построена под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году и стала дальнейшим развитием линии цельнодеревянных разведчиков-бипланов — Р-1, Р-2, Р-4. Летные испытания аппарата, получившего название Р-5, проводил М. М. Громов и дал о нем самый высокий отзыв. Государственные испытания продолжил известный летчик и конструктор-любитель В. О. Писаренко.

Обычно для ускорения испытаний и просто “на всякий случай” принято строить несколько экземпляров опытного самолета. “Р-пятых” сделали три, но полеты первого проходили настолько быстро и удачно, что второй и третий самолеты оказались не у дел. По предложению Н. Н. Поликарпова второй самолет, оснащенный советским мотором М-17, к Первомайскому празднику 1930 года подарили ГВФ. Машина досталась молодому пилоту Михаилу Васильевичу Водопьянову. Судьба этого легендарного летчика — одного из первых Героев Советского Союза — необычна и удивительна. Удивительной оказалась и судьба водопьяновского Р-5. На самолете с гражданским номером М-10-94 перевозились почта и матрицы центральных газет в Ленинград, Киев, Харьков и другие города. После случайной аварии машину хотели было списать. Однако по просьбе Водопьянова комсомольцы ремонтного отряда Центрального аэродрома во внеурочное время восстановили самолет, при этом еще закрыли кабину фонарем, установили систему отопления и багажник, превратив Р-5, как тогда говорили, в лимузин. Именно на этом самолете Водопьянов вместе с другими летчиками, летевшими на разных машинах, спасал челюскинцев.

Некоторое время спустя “лимузин” Р-5 уже с другим летчиком снова потерпел аварию. И снова комсомольцы ремонтной бригады Центрального аэродрома решили восстановить самолет, установить на него вооружение и подарить машину героическому народу Испании, сражавшемуся с франкистами. Энтузиастов поддержали, и самолет отправился в Испанию. Советский летчик-доброволец Александр Шухов с бортмехаником испанцем Карлосом совершили на нем немало боевых вылетов. Знаменитая машина сгорела при бомбардировке фашистами республиканского аэродрома, погиб и пытавшийся спасти ее Карлос.

В отличие от других “безработных” самолетов-разведчиков 20-х годов на долю Р-5 выпало участие во многих вооруженных конфликтах и настоящих войнах. Обстановка на планете накалялась, и “горячих точек” в 30-е годы уже хватало. В 1933 году по просьбе правительства китайской провинции Синьцзян советские пилоты на Р-5 приняли участие в подавлении мятежа реакционных генералов, подстрекаемых японскими милитаристами. Только появления в небе самолета с 25-килограммовыми осколочными бомбами хватало для полной деморализации мятежников.

Однако в условиях реальных воздушных боев картина резко менялась, о чем свидетельствует опыт войн в Испании, на Халхин-Голе и на Карельском перешейке, где Р-5 использовался уже не столь успешно. К тому времени скорость и маневренность истребителей возросли настолько, что тихоходный биплан стал для них легкой добычей.

С начала Великой Отечественной войны из Р-5 и Р-зет было сформировано 32 авиационных полка. Следует учесть, что на вооружении нашей армии тогда находилось более 7 тысяч самолетов этих типов. Пилоты Р-5 героически сражались в начальный период войны. Например, летчики 606-го авиаполка, а составе которого насчитывалось 20 самолетов Р-5, только за месяц боев под Москвой уничтожили и повредили 38 танков, 90 автомашин с боеприпасами Лживой силой противника, 3 батареи зенитной артиллерии, 2 самолета, 6 железнодорожных составов, 4 моста, 9 переправ, разгромили штаб крупного соединения. Была и другая, вынужденная и — увы! — более характерная практика боевого применения Р-5. Так, в боях за Днепропетровск “школьные” Р-5 Мелитопольского авиационного училища использовались как легкие ночные бомбардировщики и несли большие потери.

Хотя отдельные экземпляры Р-5 летали до 1944 года и даже встречались после войны, массовое использование самолетов этого типа всех вариантов и модификаций закончилось уже в 1941 году. Надо отметить, что в 30-е годы было разработано и строилось серийно немало вариантов Р-5, в том числе Р-5Ш — штурмовик, Р-5Т — торпедоносец, Р-5ССС — скорострельный, скороподъемный, скоростной — штурмовик, оснащенный четырьмя ШКАСами под нижним крылом и одним на турели. ССС имел зализы, обтекатели на колесах, меньшую массу, но скорости и скороподъемности это ему практически не прибавляло. Скорострельность самолета действительно была феноменальна, правда, пять ШКАСов годились лишь для того, чтобы расстреливать войска противника в колонне.

Разумеется, концепция тихоходного разведчика-биплана устарела еще в 20-е годы. Однако такие самолеты продолжали строить и в 30-е годы. Даже Р-5, превосходя машины 1918 года по боевой нагрузке на 300—350 кг, по мощности мотора в 1,5—2 раза и по скорости на 20—30 км/ч, оставался плодом все той же устаревшей концепции. Но, с другой стороны, наша страна была еще просто не готова к освоению и массовому выпуску более совершенных самолетов. Потому Р-5, являвшийся прекрасным летательным аппаратом, выпустили большой серией, и он стал одним из самых массовых отечественных довоенных самолетов. После победы на международном конкурсе самолетов-разведчиков в Тегеране осенью 1930 года Р-5 стал первой советской крылатой машиной, поставлявшейся на экспорт. Тогда в Персию на конкурс вылетело звено из трех Р-5. Все наши разведчики с блеском выполнили задания, в то время как французский “Потэз”, считавшийся фаворитом конкурса, размок и не смог принять участия в заключительных полетах.

Именно в такой машине нуждались страны Ближнего Востока. Да и нашему государству требовались тысячи подобных летательных аппаратов, чтобы организовать, подготовить и обучить кадры для Военно-Воздушных Сил, Гражданского воздушного флота — “дать советскому человеку крылья”, как тогда писали газеты. В этих условиях в известной шутке “главное не война, главное — маневры”, наверное, была изрядная доля здравого смысла. Ведь для маневров и обучения Р-5 был незаменим.

По мере накопления опыта полетов на этой машине неоднократно предпринимались попытки улучшения ее летных данных.

Однако технологических и производственных возможностей тогда хватило лишь на то, чтобы уменьшить Р-5 в размерах, сохранив все ту же тактическую концепцию.

В плену тактических концепций 1918 года оказались и зарубежные военные специалисты. Разведчики-бипланы во всех странах, производящих авиационную технику, строились вплоть до начала второй мировой войны. В Англии на смену ДХ-9 пришел биплан “Уопити”, выпускавшийся фирмой “Уэстланд” большими сериями и для королевских ВВС, и на экспорт. Конструкторы французской фирмы “Бреге” пришли к выводу, что военным требованиям 30-х годов вполне соответствует самолет “Бреге-XIX” с мотором в 600 л. с., созданный еще в 1921 году. Этот самолет широко использовался во Франции и в Польше. В США разведчики-бипланы строила фирма “Кертис”, в Японии — “Кавасаки”. Голландия в основном на экспорт производила “Фоккер C-V”. Самые красивые боевые самолеты-бипланы небольшими сериями выпускала английская фирма “Фейри”. Эстетика этих машин была обусловлена отличными для биплана аэродинамическими формами, а скорость составляла 300—320 км/ч. Следует помнить, что к тому времени истребители уже перешагнули 500-километровый рубеж.

В конце 30-х годов разведчики-бипланы или полуторапланы выродились в моноплан-парасоли. Причем основным достоинством этой схемы считался хороший обзор. Такие машины, скорость которых несколько превышала 300 км/ч, строились во Франции, Англии, Польше, Германии. Разведчики-корректировщики “Хеншель-126” использовались на советско-германском фронте в начальный период войны, их успешно сбивали наши истребители и зенитная артиллерия. В СССР подобные машины даже не проектировались: уже в начале 30-х годов советские конструкторы всё больше внимания стали уделять разработке скоростных и хорошо защищенных машин.

Основные данные самолётов-разведчиков 30-х годов

 

Р-5,
СССР

Р-Зет,
СССР

“Бреге-XIX”,
Франция

Хаукер “Хинд”,
Англия

“Хейншель-126А”,
Германия

Год выпуска

1928

1935

1921

1934

1936

Мощность мотора, л.с.

680

750

600

640

680

Длина самолёта, м

10,56

9,72

9,51

8,85

10,85

Размах крыла, м

15,5

15,5

14,83

11,35

14,5

Площадь крыла, м2

50,2

42,52

48,8

32,4

31,6

Взлётный вес, кг

2901-3351

3200-3400

2260

2440

3275

Вес пустого, кг

2108

2186

1470

1500

2040

Максимальная скорость, км/ч

244

316

214

300

355

Время набора высоты 3000м, мин

10,5

7,6

8,4

8,5

5,2

Дальность полёта, км

1000

1425

800

700

900

Потолок, м

5940

8280

6600

8050

8250

Разбег, м

300

270

130

320

240

Пробег, м

220

220

120

280

300

Вооружение

2-3 пулемёта 300-500 кг бомб

2 пулемёта 300-500 кг бомб

3 пулемёта 332 кг бомб

2 пулемёта 332 кг бомб

2 пулемёта 100 кг бомб

 Разведчик Р-5

Р-5 представлял собой двухместный одностоечный полутораплан классической схемы, типичной для тех лет цельнодеревяннои конструкции с полотняной обшивкой несущих поверхностей. Фюзеляж Р-5 четырехгранного сечения с гаргротом имел четыре сосновых лонжерона, расположенных по углам сечения, набор шпангоутов, изготовленных из сосны и фанеры, и фамерную обшивку толщиной 2—3 мм. Капот мотора, гаргрот косовой части фюзеляжа и нижние крышки носовой части из алюминиевого сплава. В носовой части фюзеляжа устанавливались бензобаки, а сверху перед кабиной пилота синхронный пулемет ПВ-1.

Все силовые узлы фюзеляжа были из стального листа и имели гнутую сварную конструкцию.

Верхнее крыло состояло из двух отъемных консолей и центроплана. В центроплане, установленном на стойках из дюралевых труб каплевидного сечения, размещались бензобаки. Конструкция верхних и нижних крыльев двухлонже-ронная. Лонжероны коробчатые с полками из сосны и стенками из березовой фанеры. В варианте Р-5ССС для облегчения конструкции сосна заменялась на ель. В набор крыла включались нервюры с полками из сосновых реек и стенками из фанеры, а также несколько пар внутренних расчалок. Лобики крыльев обшивались фанерой. N-образные стойки биплаиной коробки изготавливались из дюралевых труб каплевидного сечения и снабжались регулирующими наконечниками. Прочность и жесткость бипланной коробки обеспечивались лентами-расчалками.

Подкосное оперение имело деревянную конструкцию с полотняной обшивкой. Все гнутые законцовки рулей и крыльев выколачивались из алюминиевого листа. Угол установки стабилизатора можно было менять в полете штурвальчиком в кабине у летчика для балансировки самолета. Органы управления самолетом имелись и в передней и в задней кабинах.

М-образное шасси самолета из стальных труб каплевидного сечения состояло из двух полуосей, шарнирно связанных друг с другом и с внутренними стойками кабины. Амортизация шасси — резинозая, пластинчатая. Колеса снабжались тормозами с гидравлическим приводом. Костыль управляемый, причем управление им было связано с рулем направления. Конструкция его клепаная, дюралюминиевая, с резиновой шнуровой амортизацией.

На Р-5 устанавливался V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17 в различных вариантах с водяным охлаждением и с деревянным воздушным винтом фиксированного шага. Мотор развивал мощность 680 л. с. при 1600 об/мин. Выдвижной водяной радиатор располагался в нижней носовой части фюзеляжа за двигателем. Запуск мотора на земле производился сжатым воздухом.

Самолет имел две кабины: передняя предназначалась для пилота и была снабжена полным комплектом пилотажно-навигационного оборудования. В задней кабине (летчика-наблюдателя) размещались -фотоаппарат, радиостанция и турельный пулеглет ПВ-1, иногда спарка из двух пулеметов. Для питания светотехнического, радио- и прочего оборудования Р-5 снабжался аккумуляторной батареей и генератором с приводом от “ветрянки”, которая устанавливалась на правом нижнем крыле. Р-5 мог брать на борт до 500 кг бомб, размещавшихся на внешней подвеске на восьми бомбодержателях под крылом, и двух — под фюзеляжем.

Чертежи, лист1 (101к)

Чертежи, лист2 (139к)

 Подписи к чертежам: 1 — мотор М-17, 2 — маслобак, 3 — водорасширительный бачок. 4 — бензобаки, 5 — прицел Альдио. 6 — синхронный пулемет ПВ-1 (только на Р-5), 7 — гдчн.кное сиденье штугма-на. 8 — фотоаппарат. 9 — выпускная антенна, 10 — бомбы ФАБ-50 (в варианте разведчика подвешивались только 4 бомбы, по две под левым и правым крылом; бомбардировщик брал 12 бомб общим весом 600 кг), 11 — выдвижной водяной радиатор. 12 — турельный пулемет ШКАС (на Р-5ССС). 13 — бомбардировочный прицел, 14 — бомбовое вооружение штурмовика Р-5ССС (бомбы калибра 8—10 кг на внутренней подвеске и 2—4 бомбы весом 50—100 кг или 2 весом 250кг на наружной подвеске). 15 — лонжероны крыла, 16 — тяга управления элероном, 17 — зеркало заднего обзора в передней кабине, 18 — крыльевые пулеметы ШКАС на Р-5ССС (верхняя поверхность крыла Р-5ССС для усиления частично обшивалась фанерой). 19 — дополнительные носки нервюр, 20 — лючок для бомбардировочного прицела.


[К списку]

Авиационный топ. Нижние два числа - хитов всего
            и хитов в среднем за день.

Hosted by uCoz