[Оглавление]


Самолеты С. В. Гризодубова4

  Степан Васильевич Гризодубов 5 был одним из первых русских авиаторов и конструкторов. Несмотря на ограниченные средства, он за три года (1909—1912 гг.) сумел построить четыре самолета и двигатель своей конструкции. Окончив в 1904 г. Харьковское техническое училище, он добывал средства к жизни различными работами, выполнявшимися им лично в своей небольшой мастерской в Харькове.

  В 1909 г. С. В. Гризодубов приступил к постройке самолета. Не имея чертежей и описаний существовавших в то время самолетов, С. В. Гризодубов сделал их сам, используя для этого куски кинопленки с кадрами полетов самолета братьев Райт, причем конструкцию ему пришлось воспроизводить самому.

  Первый самолет был построен ь 1910 г. в основном руками самого изобретателя. Он же сумел построить и двигатель к нему мощностью 40 л. с., причем все работы, кроме расточки цилиндров, он провел в своей мастерской. Двигатель этот работал на трех самолетах

1 “Вестник воздухоплавания”, 1910, № 16, с. 50; 1911, № 9, с. 37.

2 “Севастопольский авиационный иллюстрированный журнал”, 1910, № 9, с. 4.

3 “Аэро- и автомобильная жизнь”, 1913, № 1, с. 11—15.

4 История воздухоплавания и авиация в СССР, с. 405, 467.

6 Отец известной летчицы Героя Советского Союза Валентны Гризодубовой.

Степан Васильевич Гризодубов

С. В. Гризодубова, каждый из которых строился с использованием частей предыдущего самолета (см. табл. 1).

  “Гризодубов-Райт № I” 1. По размерам этот самолет в общем имел сходство с бипланом “Райт”, но отличался от него наличием стабилизатора и шасси с деревянными колесами, а также силовой установкой (рис. 19, а). Самолет не летал, так как постоянно рвались цепные передачи от двигателя к воздушным винтам. С. В. Гризодубов не стал добиваться устранения этого дефекта и переделал самолет, придав ему другую схему.

  “Гризодубов 2” (рис. 19,б). Это был биплан с передним рулем высоты. В самолет вошли с небольшими переделками крылья, бипланный руль высоты, стойки и ряд деталей от первого самолета Двигатель — тот же, винт — толкающий.

  После создания первого самолета С. В. Гризодубов обучался полетам в Севастопольской авиашколе, но после аварии, которую он потерпел 14 апреля 1911 г., вернулся в Харьков к своей прежней деятельности и занялся вторым самолетом. И на этот раз мощность двигателя оказалась недостаточной, самолет не смог оторваться от земли. С. В. Гризодубов снова принялся за переделки и изменения, в результате получился новый третий самолет.

  “Гризодубов№ З” (рис. 19, б). Нижнее крыло по размаху в этом самолете было уменьшено, руль высоты сделан монопланным, переделано хвостовое оперение и др. Однако и в этом виде самолет не взлетел, и С. В. Гризодубов прекратил его дальнейшие переделки.

  “Гризодубов № 4” напоминал по внешнему виду самолет Блерио-ХI, но отличался от него прорезами в крыльях для обзора вниз, пружинной амортизацией шасси и иным хвостовым оперением. Двигатель — “Анзани” в 25 л. с. Самолет получился удачнее предыдущих, и С. В. Гризодубов в 1912 г. совершил на нем ряд полетов.

  В 1940 г. С. В. Гризодубов построил мотопланер.

1 “Аэро- и автомобильная жизнь”, 1910, 1—19, с. 23. “Вестник воздухоплавания”, 1911, № 6, с. 43.

Рис. 19 Самолеты. В. Гризодубова:

а—“Гризодубов-Райт № I”; б — “Гризодубов № 2; в — “Гризодубов № З


[Оглавление]

Авиационный топ. Числа - местов рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.
Hosted by uCoz