[Оглавление]


Работы А. А. Пороховщикова 2

Александр Александрович Пороховщиков был яркой фигурой среди авиационных конструкторов тех лет. Он был изобретателем и автором многих конструкций в различных областях техники. На протяжении 1911—1923 гг. он построил несколько самолетов, часть из них пошла в серию. На самолетах А. А. Пороховщикова выучились летать многие советские летчики. А. А. Пороховщиков начал интересоваться авиацией в 16-летнем возрасте. Летом 1909 г. он построил модель самолета, выставленную им в Воздухоплавательной подсекции XII Съезда естествоиспытателей и врачей в Москве в конце декабря 1909 г. После положительного отзыва Н. Е. Жуковского о модели и после ее удачных полетов владелец завода “Дукс” Ю. А. Меллер согласился построить натурный самолет, но не оказалось подходящего двигателя и дело ограничилось постройкой только планера самолета. В 1911 г. Пороховщикову удалось построить свой первый самолет, после удачных полетов которого он начал проектирование второго самолета “Би-Кок”, постройка которого была удачно завершена в 1914 г.

  Во время первой мировой войны А. А. Пороховщиков организовал свое предприятие, выполнявшее небольшие заказы военного ведомства. В начале 1917 г. он выпустил учебный самолет П-IV и в 1920 г. —его модификацию П-IV бис (табл. 9). В 1921—1923 гг. вышли еще три его модификации.

Самолет № 1 (рис. 108, а) 1 — расчалочный моноплан простейшей конструкции с двигателем “Вольт” в 22 л. с., 4-цилиндровым, веерообразным, с тянущим винтом. Крылья — прямоугольные, два их лонжерона — стальные трубы. Фюзеляж — простая бамбуковая палка (подругим сведениям, брус коробчатого сечения), усиленная шпренгелем. Летчик сидел на нем верхом. Горизонтальное оперение — очень узкое в плане, треугольное, киля не было. Управление — обычное, на крыле — элероны. Шасси V-образное со сквозной осью, амортизация — только пневматиками колес.

  Первый полет на этом самолете самого А. А. Пороховщикова состоялся 25 июня 1911 г. в Риге. Потом был ряд других полетов продолжительностью до 12 мин каждый. В 1912 г. самолет демонстрировался на 2-й Международной выставке в Москве.

2 История воздухоплавания и авиации в СССР, с. 470—475.

“Вестник воздушного флота”; 1920, № 3—4, с. 74.

“Аэро”, 1923, № 4, с. 58—59.

3 “Аэро- и автомобильная жизнь”, 1911, № 22; 1912, № 7. “Аэро” 1923, № 4, с. 58 и 59.

Рис. 108. Самолеты А. А. Пороховщикова:

а — самолет № 1; б — самолет “Бн-Кок”; в — самолет П-VI

“Би-Кок” (№2, “Двухвостка”) (рис. 108, б)1. Построенный по весьма оригинальной схеме этот самолет может рассматриваться как прототип всех последующих самолетов двухбалочной схемы. В нем обычная для того времени расчалочная хвостовая ферма была заменена двумя расчалочными балками, обтянутыми полотном. Назначение—двухместный разведчик. Двигатель—“Гном” в 50 л. с.

1 ЦГВИА, ф. 2008, оп. 1, д. 501, лл. 236—244 (Подробный отчет об испытаниях, ряд фотоснимков самолета).

Адлер Г. П. Развитие русских авиационных конструкций до начала первой мировой войны, с. 128—130. “Аэро”, 1923, № 4, с. 58 и 59.

с толкающим винтом. Схема — полутораплан, верхнее крыло несло элероны и имело подносные консоли большого размаха. Гондола была расположена вплотную под верхним крылом и замыкалась сзади силовой установкой. Управление — двойное. Самолет легко разбирался на основные части двумя лицами за 5 мин и мог быть уложен в ящик размерами 3,7х1,8х1,7 м. Из конструктивных особенностей следует отметить армирование полок лонжеронов стальными полосами, прикрепленными к их верхней и нижней полкам, а также применение специального неразмокающего клея, изобретенного А. А. Пороховщиковым.

  Самолет был построен конструктором лично на его квартире на шестом этаже. Первые испытания производились на Комендантском аэродроме 15 августа — 5 сентября 1914 г. Летал М. Л. Григорашвили, инженер путей сообщения, автор воздушных винтов. Самолет показал хорошие качества: скорость 99 км/ч, полная нагрузка при этом составляла 256 кг., т. е. была равна массе пустого. Для самолета с двигателем в 50 л. с. это были рекордные данные. Военное ведомство обратило внимание на этот самолет, ф. Ф. Терещенко было предложено принять заказ на постройку нескольких самолетов “Би-Кок”. Были начаты переговоры с А. А. Пороховщиковым, но тот письмом от 8 января 1915 г. ответил, что хочет строить аппараты сам и при том в количестве не менее, как на целый авиационный отряд. Заказ оформлен не был, и этот оригинальный и интересный самолет развития не получил.

  В 1915 г. на втором экземпляре “Би-Кока” было гусеничное шасси — брезентовая лента на семи установленных в ряд деревянных барабанах — двух крайних диаметром 20 см и пяти малых промежуточных в общей раме. Эти гусеницы ставились взамен колес — возможно, впервые в мире — были испытаны, но применения не нашли.

  Остальные самолеты А. А. Пороховщикова, относящиеся к периоду гражданской войны, рассмотрены в гл. 5.


[Оглавление]

Авиационный топ. Числа - местов рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.
Hosted by uCoz