[Оглавление]


Производство самолетов в России и заграничные закупки

До 1917 г. в России было построено около 6200 самолетов, из них до первой мировой войны — 600 самолетов и 5600 самолетов во время войны. Из общего количества самолетов 1100 было построено по заказам русского военно-морского ведомства — это были преимущественно морские самолеты — и около 200 самолетов было построено  в воинских частях и учреждениях, около 280 самолетов представляли собой опытные конструкции периода 1909—1917 гг. Основные самолетостроительные заводы России в напряженные военные годы выпускали в иной месяц 230—250 самолетов: завод “Дукс” — 60 самолетов в месяц, завод Щетинина — 50, Анатра — 40, завод Лебедева — 35, РБВЗ — 25 самолетов, остальные заводы выпускали от 6—8 до 1 самолета в месяц (табл. 14).

Некоторые сведения о себестоимости и продажной цене русских самолетов в 1915—1916 гг.1

Материал

860 р.

Работа

990 р.

Накладные расходы (150%)

1 485 р.

Доставка и сборка

450 р.

И т о г о

3 785 р.

Двигатель “Гном” в 50 л. с

3 975 р.

Готовый самолет

7 760 р.

Прибыль 15%

1 365 р.

Всего

9 125 р.

Себестоимость самолета “Фарман-XVl”:

без двигателя

3 980 р.

с двигателем

8 220 р.

запчасти

1 600 р.

 

Себестоимость самолета “Фарман-ХХП” без двигателя

4 145 р.

Себестоимость самолета “Ньюпор-IV” без двигателя

4 250р

Себестоимость гидросамолета М-9 без двигателя:

Материал

2 810 р.

Работа

1 436 р.

Всего с накладными расходами (200 %)

7 119 р.

Себестоимость самолета “Илья Муромец” типа Г без двигателей:

Материал

12 586 р.

Работа

5 094 р.

Накладные расходы 200 %

10 188 р.

Всего

27 868 р.

Продажная цена (без двигателей):

Самолета “Илья Муромец”

110000— 150 000 р.

Самолетов “Вуазен” ,ЛА, ЛАС ,“Лебеди” и др

13 500 р.

Летающих лодок М-5

10 500 р.

Летающих лодок

18 000 р.

Летающих лодок М-11

11 000 р.

Гидросамолета М-16

17 700 р.

  Цифры характеризуют производительность русских авиазаводов. в наиболее удачные месяцы достигавшую выпуска в среднем до 8 самолетов в день. Что же касается двигателей, то их выпускалось не более одного в день. По сравнению с выпуском самолетов и двигателей в Германии, Франции и Англии эти цифры (за сравнимые сроки) меньше по самолетам в среднем в 4 раза, по двигателям — в 40—60 раз.

1 ЦГВИА, ф. 802, on. 3, д. 1—611, л. 205. Себестоимость самолета “Фарман-VII”.

  Технико-экономическая отсталость царской России и ее зависимость от западных стран в ряде важнейших отраслей промышленности вынуждали русское военное ведомство делать многочисленные заказы и закупки авиационного имущества за рубежом, особенно во время войны. До войны размеры закупок были по существу незначительны. Приобретались главным образом двигатели и приборы, что же касается самолетов, то их было приобретено лишь несколько десятков. В 1910—1911 гг. отделом воздушного флота Комитета по усилению флота было куплено за границей около 50 самолетов, переданных русским военным летным школам. Примерно столько же самолетов было приобретено частными лицами и аэроклубами. Формируемые авиационные отряды в основном снабжались самолетами зарубежных типов, но отечественного производства, которых было принято свыше 300 экземпляров.

  С началом войны положение в корне изменилось. Как только выяснилось, что убыль самолетов достигает 37 % в месяц и что русские заводы не поспевают ее восполнять, командование армии стало все настойчивее (иногда даже в унизительной для себя форме) обращаться за помощью к союзникам — французам и англичанам. Однако Франция в 1915 г. еще только развертывала свою авиапромышленность и потому отпускала своим союзникам не более 15 % от общего объема производства самолетов и двигателей. Доставка морем через Архангельск была долгой и в общем в 1915 г. для русского фронта дошло немного. Поставки оживились в 1916 г. и достигли максимума в середине 1917 г. С осени 1916 г. начались поставки из Англии, но по сравнению с французскими они были невелики. Трудно установить в точности, сколько самолетов было получено из-за границы. По данным архива А. А. Игнатьева и других источников 1 всего было доставлено около 1800 самолетов и свыше 4000 двигателей. Все (или почти все) пароходы с этим грузом благополучно достигли Архангельска. Однако с дальнейшим продвижением самолетов и двигателей на фронт дело обстояло очень плохо.

  От Архангельска до Вологды шла лишь однопутная узкоколейная железнодорожная линия с очень малой пропускной способностью. Она была перешита на нормальную (и все-таки однопутную) колею лишь в 1916 г. Громоздкие ящики с самолетами не успевали вывозить, и скоро на пристанях Архангельска образовались целые залежи их. Вновь прибывавшие ящики зачастую выгружались на предыдущие в два и даже в три этажа. Нижние ящики трескались, туда попадала вода, самолеты приходили в негодность.

  Следует иметь в виду, что в то время каждый самолет занимал, как правило, три ящика. В одном был фюзеляж на шасси с колесами, в других — собранные полукоробки крыльев. По действовавшему тогда положению от 1912 г. снимать шасси и даже колеса и разбирать

1 ЦГВИА, ф. 2003, on. II, д. 634, лл. 34 и 35.

Там же, ф. 2008, on. 1, д. 735, л.19.

Там же, ф. 2008, on. 1, д. 545, лл. 80 и 81 (таблицы) и др.

коробки крыльев запрещалось. Если бы не эти нелепые требования, объем и число ящиков можно было бы значительно сократить и их легче было бы вывезти.

  В конце концов большое количество самолетов и двигателей так и не было вывезено из Архангельска до конца 1917 г. На фронт попало около 600 самолетов, а остальные оставались на различных базах и складах или же были в пути. Из всех доставленных в Россию самолетов больше всего было “Вуазенов” (до 400 экз.), примерно по сотне было различных типов “Ньюпоров”, “Фарманов”, в меньших количествах были представлены другие самолеты.

  Полная сводка самолетов, строившихся в России, насчитывает 315 названий оригинальных русских конструкций (табл. 15), из которых 38 строились серийно, и 117 самолетов иностранного происхождения, из которых 35 строились серийно, а остальные были в немногих экземплярах.

  Из 315 русских самолетов летали 240 (или 76 %), не летали или же не были закончены 75 опытных самолетов. По общему количеству опытных самолетов Россия не отставала от передовых капиталистических стран тех лет.

  Список авторов-конструкторов русских самолетов включает 120 фамилий и 4 организации. Уровень технического исполнения русских самолетов в общем был не ниже зарубежного.


[Оглавление]

Авиационный топ. Числа - местов рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.
Hosted by uCoz